Чем модерация отличается от фасилитации?
Один из вопросов, которые часто задают при обсуждении разных обучающих форматов: чем модерация отличается от фасилитации?
Для многих людей эти слова синонимы.
Очень часто одна тренинговая школа использует термин «фасилитация», а другая «модерация».
И оба эти термина, естественно, подразумевают те или иные активности, в которых новые знания не преподносятся тренером, а так или иначе создаются самими участниками группы.
Американская школа тренинга чаще использует термин «фасилитация», а немецкая школа тренинга — «модерация».
Соответственно, тренеры, которые учились у последователей этих школ, склонны употреблять именно тот термин, который принят в конкретной тренинговой школе.
Мне представляется, что, все-таки, есть определенное различие.
- Фасилитация — это все, что облегчает рождение нового знания.
- Модерация — это поиск общего среди разносторонних мнений группы.
Таким образом, в фасилитации самое главное — найти что-то новое, позволить участникам по-другому посмотреть на свой собственный опыт, сделать новые выводы, прийти к новым пониманиям и инсайтам.
В модерации главное — найти общее понимание с другими участниками, например, в том, какие самые главные проблемы и вызовы стоят перед их группой.
В фасилитации главное — найти новое. В модерации главное — найти общее.
Поэтому, фасилитация — несколько более глубокий, в моем понимании, процесс, чем модерация, в фасилитации обязательно выйти за пределы уже существующего знания и создать новое.
Хотя форматы работы в группе при этом могут быть идентичны.
Тренинги по теме —
«Тренинг для тренеров онлайн» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=965
и
«Марафон по фасилитации» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=4463