Авторское право при использовании видеофрагментов в бизнес-тренинге

можно ли на самом деле использовать видеоцитаты в бизнес-тренинге?

Давно хотела разобраться в вопросе авторского права при использовании видеофрагментов в бизнес-тренинге.

Можно ли использовать отрывки из фильмов в тренинге, или это является нарушением прав кинокомпании, которая снимала этот фильм, или кого-то еще, кто обладает правом на его демонстрацию?

Многие тренеры слышали, что можно использовать материалы других людей «в учебных целях» – но практически никто не знает точно:

— что здесь подразумевается,

— какие цели можно считать «учебными»

— на какой закон мы опираемся

— какие ограничения есть на такое использование?

Я решила разобраться подробно в этом вопросе.

Итак:

Какой закон?

— Использование материалов в учебных целях – регулируется статьей 1274 Гражданского Кодекса Российской Федерации – «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях».

Цитирую:

«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования».

Что важно?

— Можно использовать произведение в контексте обучения, в объеме, ограниченном таким контекстом, и с указанием автора и источника.
— Некоммерческое использование Вами материала – например, бесплатное проведение тренинга или использование материала для статьи на сайте — еще не означает автоматически, что цель «информационная, научная, учебная или культурная».
— Если произведение опубликовано в открытом доступе – это не значит автоматически, что можно его использовать без ограничений.
— Нельзя копировать произведение целиком — например, перепечатывать полностью статью с сайта или показывать целиком весь фильм на тренинге – это явно не будет соответствовать «объему, оправданному целью цитирования».
— Нельзя указывать себя в качестве автора произведения или забывать указывать автора вовсе.
— Необходимо указать имя автора и источник заимствования.

Мне представляется, что использование видеофрагментов из фильмов в бизнес-тренинге для иллюстрации приемов переговоров, продаж, факторов эффективного управления или других тезисов тренера – полностью соответствует целям, описанным в статье 1274.

Мы не показываем весь фильм, не претендуем на авторство или право на воспроизведение, показываем в контексте обучения – для иллюстрации тех или иных своих тезисов – и даже несколько «рекламируем» фильм участникам, которые после тренинга часто задаются целью приобрести и посмотреть фильм целиком.

Используйте видеофрагменты, фрагменты литературных произведений, цитаты из других тренеров с указанием авторства в Ваших бизнес-тренингах!

Связаться или задать вопрос: