Ролевые игры в тренинге, часть 3: как правильно провести и разобрать ролевую игру?
Сегодня очередная статья из серии про ролевые игры в бизнес-тренинге.
Если Вы пропустили предыдущие, смотрите здесь:
Часть 1 – Ролевая игра в бизнес-тренинге — как подготовить хорошую ролевую игру?
Часть 2 — Ролевые игры для тренинга переговоров: 7 часто встречающихся тем
Итак, Вы подготовили несколько ролевых игр для Вашего тренинга. Как проводить и разбирать их в процессе обучения?
Для того чтобы игра принесла пользу участникам, необходимо не только учесть все нюансы при ее создании, но и тщательно продумать, как именно она будет включена в процесс тренинга.
- Готовые, заранее прописанные ролевые игры лучше всего применять в начале блока. Сыграть ситуации, близкие к жизни – это почти идеальный способ Вам посмотреть, на что способны или не способны участники тренинга, а им – увидеть на практике те навыки, которые нужны в их работе, и свои собственные удачные ходы и ошибки. Ролевые игры можно применять и в конце тренинг-блока, но в этом случае рекомендую не прописывать их заранее, а сыграть ситуации, которые «всплывут» в процессе тренинга. А для начала блока идеальны именно придуманные заранее ситуации и вариант проведения, когда за каждой игрой наблюдает вся группа.
Первое, что необходимо сделать – выбрать добровольцев, которые сыграют основные роли в игре, например, менеджера и подчинённого или продавца и покупателя.
Как лучше выбрать добровольцев для ролевой игры в тренинге?
Если просто спросить участников тренинга «Ну что, кто хочет сыграть продавца?», есть вероятность, что все стыдливо потупят глаза и сделают вид, что их здесь нет, в надежде, что продавца сыграет кто-то другой, а им удастся просто «отсидеться», не прилагая больших усилий.
Что делать? Во-первых, Вы можете сначала спросить, кто готов быть добровольцем и поучаствовать в игре, а потом уже раскрыть детали. Во-вторых – можно разыграть роли при помощи модерационных карточек.
Раздайте карточки, где роли и порядок участия будут указаны в сокращенном виде. А потом попросите выйти и разыграть ситуацию участников с определенным сокращением н карточке, например, С1 и Р1 — Сотрудник 1 и Руководитель 1.
- Если Вы заметили, что у Вас есть потенциальные «трудные участники» – люди, которые заранее недовольны происходящим или уверены, что они и так уже все знают, рекомендую в ролевой игре директивно назначить именно их трудными клиентами или неподдающимися сотрудниками. У них будет повод выплеснуть недовольство и показать себя в безопасной ситуации – ведь эти роли не требуют применения навыков, изучаемых в тренинге, а самую главную задачу – договориться с таким «трудным человеком» – решают их партнеры по игре. Очень часто после такой игры недовольные участники становятся довольными и включаются в конструктивную работу на тренинге.
Как анонсировать ролевую игру?
Выбрав добровольцев или разыграв роли, обязательно озвучьте цель игры, например, скажите, что она поможет увидеть приемы торга или особенности разговора с сотрудниками-«звездами».
Помните, что участникам необходимо понимать, для чего в тренинг включена та или иная активность. Если Вы по какой-то причине не хотите озвучивать цель сразу, например, Вы хотите, чтобы смысл стал понятен в процессе упражнения, скажите участникам, что цель обязательно станет понятна им в процессе игры или будет озвучена после нее.
Скажите, что все участники тренинга, которым не достались активные роли, становятся наблюдателями, которым необходимо замечать все, что происходит в игре, и потом озвучить выводы о том, что было сделано правильно, а что нет.
Наблюдателям необходимо сосредоточиться на поведенческих проявлениях и конкретных деталях, чтобы быть в состоянии поделиться не только общими ощущениями, но и точными наблюдениями, о том, что именно было сказано или сделано правильно, а что нет.
Озвучьте инструкцию к игре — зачитайте роли и скажите, сколько будет длиться диалог участников — и дайте участникам озвученный временной промежуток — чаще всего, несколько минут — на то, чтобы сыграть доставшуюся им ситуацию.
Как проводить разбор игры?
После окончания игры необходимо провести ее разбор таким образом, чтобы участники пришли к необходимым выводам. Рекомендую использовать следующие вопросы:
1 – Вопросы об ощущениях участников во время игры
— Что вы чувствовали во время игры?
— Какие ощущения показались вам самыми важными?
— Как поменялось Ваше эмоциональное состояние?
— Что Вы сейчас чувствуете по поводу разыгранной ситуации и ее участников?
2 – Вопросы о действиях конкретных участников и наблюдениях
— Почему участники действовали именно так?
— Какие действия были удачными, а какие нет?
— Если бы была возможность начать игру сначала, что можно было бы сделать по-другому?
3 – Вопросы о сделанных выводах и о том, чему научились в этой игре
— Что из разыгранной ситуации похоже на происходящее в реальной жизни?
— Как можно сформулировать факторы успеха в подобных ситуациях?
— Какие выводы можно сделать для применения на рабочем месте?
По каждой категории вопросов рекомендую применять следующую последовательность задавания их участникам:
1 – Сначала вопросы задаются активному участнику ролевой игры – тому, кто играл продавца или руководителя, тому участнику, у которого была четко озвученная цель, связанная с темой тренинга.
2 – Затем вопросы задаются пассивному участнику, например, покупателю или подчиненному.
3 – После этого вопросы задаются наблюдателям – всем, кто не участвовал в данной игре, но получил задачу фиксировать удачные и неудачные ходы участников.
После проведения ролевой игры и ее разбора по данному алгоритму Вы можете перейти к тем выводам, к которым Вы хотели привести участников, и к мини-лекции, связанной с темой игры.
Тренинги по теме —
«Тренинг для тренеров онлайн» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=965
Готовый тренинг «Тренинг для внутренних тренеров и наставников» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=947
Готовый тренинг «Активные продажи» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=935