Что такое soft skills? Примеры от агентства, разрабатывающего профстандарты
Чем мы на самом деле занимаемся, проводя тренинги?
Для большинства тренеров давно стало аксиомой то, что тренинги – это про обучение навыкам.
Hard skills – «жесткие» навыки, необходимые в рамках одной специальности. Как, например, умение пользоваться кассой – необходимо кассиру.
Soft skills – «мягкие» навыки, необходимые вне рамок специальности. Например, умение работать в команде – будет полезно в любой ситуации, где есть команда.
Как правило, на тренингах изучаются и отрабатываются именно «мягкие навыки». Умение общаться, работать в коллективе, договариваться, вести переговоры и т. п.
К сожалению, описать эти навыки бывает сложнее, чем описать умение работать с кассой. А значит, оценить их и увидеть, что именно участник тренинга уже умеет, а что нет – тоже.
Один из вариантов описания «мягких навыков» есть у O’net — Occupational Information Network – американской организации, занимающейся анализом требований к современным профессиям.
Их описание профессии включает требования к знаниям, опыту, физическим навыкам, выполняемым в рамках профессии операциям и т. п.. Но мне понравилось описание некоторых «мягких навыков», которые входят в требования к специальностям.
Итак – некоторые из «мягких навыков», выделяемые Occupational Information Network, и их определения.
Возможно, этот список навыков поможет Вам при создании нового тренинга или при анализе «пробелов» между существующими и требующимися умениями сотрудников.
Активное обучение – понимание важности новой информации для решения текущих и будущих проблем.
Выбор стратегии обучения – выбор и применение подходящего ситуации метода или процедуры инструктирования во время самообучения или обучения других.
Активное слушание – умение уделить все внимание тому, что сообщается другим человеком, уделение времени тому, чтобы понять смысл его сообщения, задавание подходящих вопросов, выслушивание без перебивания.
Правильная речь – умение эффективно донести до других информацию на словах.
Аналитическое мышление – анализ информации и использование логики для решения связанных с работой задач.
Инновационное мышление – творчество и нахождение нестандартных решений для развития новых идей и для нахождения решений для возникающих на работе проблем.
Внимание к деталям – тщательность в деталях и исчерпывающее выполнения рабочих задач.
Надежность – ответственность и выполнения взятых на себя обязательств.
Решение проблем – умение определить проблему в работе, провести анализ информации для ее решения, сформулировать имеющиеся варианты действий, выбрать и воплотить в жизнь итоговое решение.
Управление временем – способность эффективно использовать рабочее время, как собственное, так и подчиненных.
Координация – умение соотнести свои действия с действиями других, при необходимости скорректировать свои действия.
Инициатива – готовность взять на себя ответственность, позитивное отношение к сложным задачам.
Креативность – готовность работать в соответствии со своими собственными идеями.
Ответственность – готовность принимать свои собственные решения.
Автономия – способность работать при небольшом участии непосредственного руководителя.
Оригинальность – способность к созданию новых и нестандартных идей применительно к ситуации или к проблеме, которую необходимо разрешить.
Критическое мышление – использование логики для того, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны решений, выводов или подходов к проблеме.
Мониторинг – продолжающаяся оценка своих собственных результатов, а также результатов других людей и организации в целом, в целях внесения изменений и повышения эффективности.
Забота о других – внимание к чувствам и потребностям окружающих людей, понимание и желание помочь.
Кооперация – стремление сделать сотрудничество приятным для окружающих, дружественное отношение к другим людям.
Социальная ориентация – предпочтение к работе вместе с другими, а не наедине, установление дружеских связей на работе.
Социальная восприимчивость – внимательность к эмоциональным реакциям других людей, понимание их реакций.
Инструктирование – умение научить других выполнять какое-либо действие.
Лидерство – готовность вести за собой, принимать ответственность, озвучивать собственное мнение и управлять другими.
Социальное влияние – способность влиять на других людей, энергичность, распространение собственного мнения.
Управление финансовыми ресурсами – способность определить, сколько денег потребуется для достижения имеющейся цели, составление и выполнение бюджета.
Управление материальными ценностями – обеспечение правильного использования оборудования, помещений и материалов, необходимых для работы.
Переговоры– способность приводить людей к единому мнению и сглаживать их различия.
Убеждение – умение убедить других поменять их точку зрения или их поведение.
Адаптивность и гибкость – открытость изменениям и способность действовать в меняющихся условиях.
Самоконтроль – способность сдерживать эмоции, контролировать гнев, избегать агрессивного поведения, даже в сложных ситуациях.
Стрессоустойчивость – способность действовать спокойно и эффективно в сложных ситуациях.
Сервисная ориентация – активный поиск возможностей для помощи другим людям.
Принятие решений – способность оценить преимущества и недостатки потенциальных действий и выбрать наиболее подходящий.
Системный анализ – понимание того, как работает система, и того, как изменения в условиях, операциях или окружении повлияют на достигнутые результаты.
Траблшутинг – определение причин имеющихся проблем и принятие решения о том, что делать с ними.
Что делать с этим списком?
— Если Вы готовитесь к тренингу или создаете новую программу – подумайте, какие навыки из списка могут быть полезны Вашим участникам – и как отработать эти навыки в тренинге.
— Оцените то, насколько эти навыки уже проявляются сотрудниками, которых Вам предстоит обучать, — и насколько Вам бы хотелось, чтобы они проявлялись. После этого, включите в тренинг активности для развития навыков с самыми большими разрывами между желаемым и действительным.
— Можно использовать эти навыки в качестве идей и ресурсов для решения проблем. Распределите их на модерационные карточки, а затем попросите участников вытащить несколько карточек и придумать, как человек, идеально обладающий описанными на них навыками, решил бы проблему.
Тренинги по теме —
«Тренинг для тренеров онлайн» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=965
Интенсив по фасилитации — http://www.trainersworld.ru/?page_id=4463
Готовый тренинг «Тренинг для внутренних тренеров и наставников» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=947