Как развиваются конфликты? 9 стадий эскалации конфликта по Фридриху Глазлу

Как развиваются конфликты? Почему чем дальше, тем противоречия становятся острее, а позиции оппонентов радикальнее?

Почему любой конфликт легче решить в начале?

Австрийский конфликтолог Фридрих Глазл разработал модель 9 шагов эскалации конфликта.

Если Вы работаете с конфликтами, эта модель поможет Вам:

  1. Понять, реалистично ли решить конфликт.
  2. Провести диагностику конфликтов участников.
  3. Видеть, как меняется конфликт от работы с Вами, ведь возможно и снижение напряженности.

Если конфликт не решается, то на каждой новой стадии напряжения и взаимных претензий становится все больше, а найти решение все сложнее.

Девять стадий развития конфликта можно объединить в три фазы. В каждой из трех фаз – по три стадии.


Версия рисунка 1

Первая фаза развития конфликта – «Выиграть-выиграть»

  • На этой фазе стороны еще видят хорошее друг в друге. Они видят противоречия в своих позициях или интересах, но уверены, что их можно решить. И еще готовы сотрудничать друг с другом для поиска решения.

Первая стадия – напряженность

Возникает ситуация, вызывающая напряженность сторон конфликта. Они пока ничего не обсуждают. Кто-то может взять себе на заметку, что есть проблема.

Вторая стадия – обсуждение

Стороны переходят к обсуждению, стараются найти решение, объяснить свою позицию, убедить другого в своей правоте.

Третья стадия – действия

Стороны конфликта уже ничего не обсуждают. Вместо этого они стараются обезопасить себя и сделать что-нибудь, что поможет лично им в этом конфликте.

  • На первых трех стадиях возможно решение конфликта при помощи фасилитации. Независимая сторона может помочь участникам конфликта высказать все, что они думают, найти взаимопонимание и сформулировать решение, устраивающее всех.

Вторая фаза развития конфликта – «Выиграть-проиграть»

  • На второй фазе участники переходят от фактов к обидам. Они думают не о том, что произошло, а об отношениях. В частности, о том, как нечестно и несправедливо поступает с ними другая сторона. Они уже не хотят договориться, а хотят победить.

Четвертая стадия – формирование коалиций

Участники конфликта ищут тех, кто поддержит их. Речь уже не идет о том, чтобы услышать другую сторону. Каждый ищет союзников, которые подтвердят его правоту.

Пятая стадия – потеря лица

Оппоненты переходят к оскорблениям, подтасовке фактов, обману. Вспоминаются все прошлые грехи другой стороны. Ни о каком доверии друг другу речь уже не идет, эмоциии по отношению к другой стороне самые негативные.

Шестая стадия – угрозы

Стороны конфликта начинают угрожать друг другу, чтобы добиться своего. Постепенно угрозы становятся все масштабнее, а негативных эмоций все больше. Иногда стороны начинают фактически вредить друг другу, чтобы показать, что они способны перейти от слов к делу.

  • Во время второй фазы конфликт все еще можно решить посредничеством третьей стороны. Но фасилитации – помощи участникам в выражении их позиций и идей – будет уже недостаточно. На этой фазе может помочь медиатор. Его роль – управлять процессом договоренности более жестко, обеспечивая паритет сторон и останавливая взаимные оскорбления.

Третья фаза развития конфликта – «Проиграть-проиграть»

  • На финальной фазе конфликта участники готовы практически на все, чтобы оппонент проиграл. Даже если они сами понесут ущерб – победа над другим важнее. Первоначальные цели забываются. То, что когда-то были хорошие отношения с другой стороной конфликта, тоже.

Седьмая стадия – ограниченное разрушение

Стороны переходят к нанесению вреда оппонентам. Эмпатии или признанию чувств здесь уже нет места. Другая сторона конфликта не признается человеком. Единственное, что пока останавливает, — инстинкт самосохранения. Ущерб другому наносится, только если он больше, чем сопутствующий ущерб себе.

Восьмая стадия – аннигиляция

На этой стадии стороны готовы на все, чтобы отомстить друг другу. Если собственный ущерб от мести будет несоразмерно велик – неважно. Главное навредить оппоненту, в идеале – уничтожить его.

Девятая стадия – пропасть

На этой стадии оппоненты готовы даже к прекращению собственного существования, если одновременно погибнет другая сторона конфликта. Уничтожение другой стороны становится сверхценной идеей.

  • На третьей фазе конфликт нельзя решить ни фасилитацией, ни медиацией. Необходимо вмешательство стороны, обладающей статусом и силой. Важно остановить взаимный ущерб сторон конфликта и обезопасить их друг от друга. Только после этого можно разговаривать.

Что Вы можете сделать с этим как тренер?

  1. Если Вы работаете с конфликтами – Вы можете продиагностировать, на какой стадии и в какой фазе находится конкретный конфликт. Исходя из этого, можно принять решение о том, какие меры способны и не способны его остановить.
  2. Важно не допускать ошибок в подборе вариантов решений. Например, частый случай – попытки решить застарелый конфликт добрыми словами об оппоненте и о необходимости примирения. Скорее всего, это не сработает.
  3. С другой стороны, возможно не только нарастание, но и снижение напряженности. Если Вам удалось «отмотать» эскалацию хотя бы на шаг назад – это уже победа.

Тренинги по теме —

Готовый тренинг «Конфликтология — управление конфликтом» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=949

Модуль для тренинга «Как преодолеть искажения реальности в конфликте» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=4282

Модуль для тренинга  «Анатомия конфликта — как проанализировать конфликт и найти решение» — http://www.trainersworld.ru/?page_id=6623

Связаться или задать вопрос: