Упражнение для тренинга «12 видов поведения без эмпатии»
Это упражнение входит в готовый тренинг «Лидерская коммуникация в кризисе».
Это упражнение для тренинга поможет вам научить людей действовать с эмпатией.
Эмпатия – важнейший навык антикризисной лидерской коммуникации. Ведь ограниченность ресурсов не позволит быть идеальным для всех. И тем не менее, в кризисной ситуации важно показать всем и каждому, что о них заботятся, что лидеру не все равно.
Эмпатия поможет показать заботу. Поможет понять интересы сотрудников и партнеров. Поможет добиться своего, установив контакт с каждым. Эмпатия – это, практически, суперсила лидера в кризисе.
Что такое эмпатия на самом деле?
Эмпатия — это способность понимать, осознавать, принимать во внимание чувства, мысли и опыт другого человека. Даже если эти чувства, мысли и опыт не переданы Вам дословно.
Эмпатия отличается от слияния, при котором нет ощущения собственной личности. И от жалости, которая заставляет смотреть на ситуацию другого как на катастрофу, погрузившись в то, как все плохо, и в негативные прогнозы.
Интересно, что людям обычно нужно не слияние с ними и негативное восприятие ситуации. А именно понимание и признание их чувств, мыслей и перспективы.
Как научить людей эмпатии?
Один из вариантов – «от противного». На тренинге я знакомлю людей со следующими видами неэмпатичного поведения: 1. Непрошеный совет – быстрый переход к тому, что человек должен сделать. 2. Жалость – катастрофизация положения вашего собеседника, фокус на том, как ему плохо, и будет еще хуже. 3. История о себе – переключение на что-то, что когда-то произошло с вами. 4. Обесценивание – объяснение, что чувства человека, с которым вы общаетесь, неправильные, а ситуация яйца выеденного не стоит. 5. Утешение – попытка быстро поменять состояние другого человека, развеселить, переключить. Обычно — потому что вам некомфортно с его эмоциями. 6. Объяснение – комментарии о том, почему ситуация произошла, о мировых тенденциях или астрологических явлениях. Что, скорее всего, безразлично вашему собеседнику. 7. «Я лучше» – рассказ о том, как вы, в отличие от вашего визави, идеально справляетесь с подобными обстоятельствами. 8. Допрос – задавание серии вопросов из позиции контроля, без внимания тому, комфортно ли другому отвечать на них. 9. Подбадривание – переключение на позитив, чтобы побыстрее завершить с проблемной темой. 10. Чтение лекций – объяснение собеседнику всех нюансов его ситуации, желательно, длительное и нудное, и тогда, когда он не спрашивал. 11. «Надо было» – аргументированное объяснение другому, что он сам виноват в создании проблемы, а надо было поступить иначе. 12. Прогноз – ваше ценное мнение о том, что все будет хорошо, или о том, что все будет плохо. |
А теперь упражнение:
Разобравшись в видах поведения без эмпатии, можно попробовать определить, какая из 12 реакций прозвучала в каждом из следующих небольших диалогов:
1.
– Я вчера не смогла вызвать такси из-за сбоя в программе, пришлось идти домой пешком поздно ночью.
– Надо было ловить машину прямо на дороге!
2.
– Муж потерял работу, не знаю, как мы будем справляться.
– Деньги дело наживное, хорошо, что все живы!
3.
– Моя компания покидает российский рынок, не представляю, что делать дальше.
– Все обязательно наладится в будущем!
4.
– Не представляю, как мне сказать сотрудникам, что нам предстоят серьезные сокращения.
– Надо учиться доводить до людей негативную информацию, каждый руководитель должен это уметь.
5.
– Если нам урежут зарплату, я просто не представляю, что буду делать.
– А я сформировала подушку безопасности на полгода, теперь чувствую себя спокойно.
6.
– Мне сложно работать из дома, все время отвлекают.
– Просто надо всем объяснить, что тебя отвлекать нельзя. Это твоя работа, и это важно.
7.
– Я боюсь, что меня уволят.
– Почему ты так решила? А в другие компании резюме уже рассылала? Почему считаешь, что можешь потерять эту? А семья поддержит, если что?
8.
– Боюсь потерять работу.
– Ты справишься, ты отличный специалист, просто надо поверить в себя.
9.
– Мы переезжаем в новый офис, столько изменений, не успеваю со всеми справиться.
– Это ужасно, не зря говорят, что переезд как три пожара.
10.
– В связи с кризисом на меня на работе навесили столько новых обязанностей, не успеваю со всеми справиться.
– У всех такое бывало, я на прошлой работе вообще в полночь домой уходила.
11.
– Меня тошнит после употребления напитка из вашего кафе!
– Это обязательно пройдет.
12.
– Нас просят всех переподписать договора на менее выгодных условиях.
– Да уж, эти работодатели, им лишь бы получить личную выгоду от кризиса.
Ответы:
1. «Надо было»
2. Обесценивание
3. Утешение
4. Чтение лекций
5. «Я лучше»
6. Непрошеный совет
7. Допрос
8. Подбадривание
9. Жалость
10. История о себе
11. Прогноз
12. Объяснение
В материале для тренинга «Лидерская коммуникация в кризисе» Вы найдете гораздо более подробную информацию не только о том, какое поведение не является эмпатичным. Но и о том, как проявлять эмпатию, чтобы разрешать противоречия в интересах и добиваться своего.
И о многих других навыках, необходимых лидеру в кризисе.
Тренинг по теме —
Готовый тренинг «Лидерская коммуникация в кризисе»